Ключевой целью Банка России является помощь гражданам на финансовом рынке.Об этом заявил руководитель Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Илья Кочетков, выступая на Ежегодной Конференции НАУМИР, РМЦ «Актуальные вопросы микрофинансирования: подводим итоги, планируем будущее», которая состоялась 14 апреля в Москве.
В ходе Пленарного заседания «Итоги года. Новации регулирования» Илья Кочетков выступил на тему «Актуальные вопросы защиты прав потребителей финансовых услуг». Г-н Кочетков рассказал об основных задачах Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, поделился актуальной статистикой рассмотрения обращений.
По данным Банка России, общее количество обращений в 2014 году составило 33,3 тыс., в 2015 году - 68,3 тыс., в 1кв. 2016 года - 20,2 тыс. Комментируя распределение поступивших обращений граждан между субъектами страхового дела, эмитентами, профучастниками и участниками рынка МФО, г-н Кочетков отметил негативную тенденцию, наметившуюся в микрофинансовом секторе: «Если в 2014 году МФО, КПК и ломбарды занимали третью позицию, то в 2015 году их процент, оставшись прежним по отношению к выросшему количеству обращений, тем не менее, вышел на вторую позицию, в 1кв. 2016 года процент жалоб обращений именно к этим субъектам рынка продолжает расти», - пояснил Илья Кочетков.
Количество жалоб в отношении деятельности микрофинансовых организаций (МФО) в 2014 году составило 3 тыс., в 2015 году - 6,3 тыс., в 1 кв. 2016 года – 2, 4 тыс. В основном, жалобы поступают на неправомерные способы взыскания задолженности, невозможность обслуживания долга и «черных» заемщиков. Количество жалоб в отношении деятельности кредитных потребительских кооперативов (КПК) в 2014 году составило 568, в 2015 году - 940, в 1 кв. 2016 года – 160. Основную долю поступивших обращений граждан занимают жалобы на невозврат личных сбережений, невозможность обслуживания займа (долга) и способы взыскания КПК задолженности с пайщика. Количество жалоб в отношении деятельности ломбардов в 2014 году составило 68, в 2015 году - 183, в 1 кв. 2016 года – 48.
«ЦБ РФ и Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров продолжат работу по продвижению идеи о дальнейшем снижении долговой нагрузки на заемщика», -особо отметил г-н Кочетков, комментируя дальнейшие предложения Банка России по изменению законодательства. ЦБ РФ также выступает за изменение очередности погашения задолженности заемщика по договору потребительского займа и ограничение размера иных платежей, устанавливаемых МФО, в случае возникновения просроченных задолженностей.
Илья Кочетков также отметил, что для обеспечения надлежащего уровня оказания финансовых услуг и качественного обслуживания клиентов финансовых организаций Банком России разработан Проект Рекомендаций по подготовке саморегулируемой организацией внутренних стандартов по защите прав и интересов клиентов финансовых организаций – членов СРО, который включает в себя:
- информирование клиентов об органах, осуществляющих полномочия
- по контролю и надзору за деятельностью финансовых организаций;
- работу с обращениями;
- информирование о назначении должностного лица,
- ответственного за организацию и рассмотрение обращений граждан;
- раскрытие информации;
- информирование о рисках;
- участие в программах по повышению финансовой грамотности.
Повышение уровня финансовой грамотности населения является одной из важных задач Банка России. В рамках программы по повышению финансовой грамотности ЦБ РФ выпускает тематические брошюры, проводит дни финансовой грамотности в учебных заведениях, в 2016-2017 годах планирует ввести обязательный урок финансовой грамотности в рамках предмета обществознания. «Нам всем необходим финансово грамотный потребитель, мы добьемся этого только совместными усилиями», - подвел итог г-н Кочетков.