Илья Кочетков: «Банк России продолжит работу над дальнейшим снижением долговой нагрузки на заемщика» | Конференции "НАУМИР"

Илья Кочетков: «Банк России продолжит работу над дальнейшим снижением долговой нагрузки на заемщика»

Понедельник, 18 апреля, 2016 340

Ключевой целью Банка России является помощь гражданам на финансовом рынке.Об этом заявил руководитель Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Илья Кочетков, выступая на Ежегодной Конференции НАУМИР, РМЦ «Актуальные вопросы микрофинансирования: подводим итоги, планируем будущее», которая состоялась 14 апреля в Москве.

В ходе Пленарного заседания «Итоги года. Новации регулирования» Илья Кочетков выступил на тему «Актуальные вопросы защиты прав потребителей финансовых услуг». Г-н Кочетков рассказал об основных задачах Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, поделился актуальной статистикой рассмотрения обращений.

По данным Банка России, общее количество обращений в 2014 году составило 33,3 тыс., в 2015 году - 68,3 тыс., в 1кв. 2016 года - 20,2 тыс. Комментируя распределение поступивших обращений граждан между субъектами страхового дела, эмитентами, профучастниками и участниками рынка МФО, г-н Кочетков отметил негативную тенденцию, наметившуюся в микрофинансовом секторе: «Если в 2014 году МФО, КПК и ломбарды занимали третью позицию, то в 2015 году их процент, оставшись прежним по отношению к выросшему количеству обращений, тем не менее, вышел на вторую позицию, в 1кв. 2016 года процент жалоб обращений именно к этим субъектам рынка продолжает расти», - пояснил Илья Кочетков.

Количество жалоб в отношении деятельности микрофинансовых организаций (МФО) в 2014 году составило 3 тыс., в 2015 году - 6,3 тыс., в 1 кв. 2016 года – 2, 4 тыс. В основном, жалобы поступают на неправомерные способы взыскания задолженности, невозможность обслуживания долга и «черных» заемщиков. Количество жалоб в отношении деятельности кредитных потребительских кооперативов (КПК) в 2014 году составило 568, в 2015 году - 940, в 1 кв. 2016 года – 160. Основную долю поступивших обращений граждан занимают жалобы на невозврат личных сбережений, невозможность обслуживания займа (долга) и способы взыскания КПК задолженности с пайщика. Количество жалоб в отношении деятельности ломбардов в 2014 году составило 68, в 2015 году - 183, в 1 кв. 2016 года – 48.

«ЦБ РФ и Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров продолжат работу по продвижению идеи о дальнейшем снижении долговой нагрузки на заемщика», -особо отметил г-н Кочетков, комментируя дальнейшие предложения Банка России по изменению законодательства. ЦБ РФ также выступает за изменение очередности погашения задолженности заемщика по договору потребительского займа и ограничение размера иных платежей, устанавливаемых МФО, в случае возникновения просроченных задолженностей.

Илья Кочетков также отметил, что для обеспечения надлежащего уровня оказания финансовых услуг и качественного обслуживания клиентов финансовых организаций Банком России разработан Проект Рекомендаций по подготовке саморегулируемой организацией внутренних стандартов по защите прав и интересов клиентов финансовых организаций – членов СРО, который включает в себя:

  • информирование клиентов об органах, осуществляющих полномочия
  • по контролю и надзору за деятельностью финансовых организаций;
  • работу с обращениями;
  • информирование о назначении должностного лица,
  • ответственного за организацию и рассмотрение обращений граждан;
  • раскрытие информации;
  • информирование о рисках;
  • участие в программах по повышению финансовой грамотности.

Повышение уровня финансовой грамотности населения является одной из важных задач Банка России. В рамках программы по повышению финансовой грамотности ЦБ РФ выпускает тематические брошюры, проводит дни финансовой грамотности в учебных заведениях, в 2016-2017 годах планирует ввести обязательный урок финансовой грамотности в рамках предмета обществознания. «Нам всем необходим финансово грамотный потребитель, мы добьемся этого только совместными усилиями», - подвел итог г-н Кочетков.